Обслуживание гидравлических тормозов велосипеда
Когда дело доходит до того, что гидравлические тормоза работают не лучшим образом, первое, что нужно сделать, — прокачать их, и это решит проблему в 99% случаев. Однако есть один ключевой элемент, который часто упускают из виду: поддержание чистоты и смазки поршней суппорта гидравлического тормоза.
Гидравлические тормоза требуют ухода и обслуживания, чтобы работать наилучшим образом. Гидравлические тормоза велосипеда работают на тормозной жидкости DOT или масле, которые впитывают загрязняющие вещества в процессе работы. Наличие загрязнений в тормозной жидкости приводит к износу поверхностей поршней и цилиндров. Регулярная замена тормозной жидкости и прокачка тормозов велосипеда восстанавливает эффективность торможения и позволяет поддерживать тормоз в чистоте, что, как следствие продлевает срок их службы.
Прокачка может решить большинство проблем с корректной работой тормозов, но иногда тяга рычага может казаться немного рыхлой даже после самой тщательной прокачки. Это связано с двумя причинами — наличием загрязнений и сухостью поршней.
Чтобы объяснить, почему скопление грязи и сухие поршни плохо влияют на работу вашего тормоза, разберём принцип работы гидравлического тормозного суппорта. При нажатии на ручку тормоза, устойчивая к сжатию жидкость DOT или минеральное масло давит на поршни, передавая давление на тормозные колодки, которые прижимаются к тормозному ротору, создавая сильное трение, замедляющее движение. Это герметичная система, но со временем уплотнения могут высохнуть, а поршни загрязниться из-за скопления грязи. Это может привести к увеличению трения между поршнем и уплотнением или попаданием тормозной жидкости на них, из–за чего ваши тормоза перестанут реагировать должным образом - даже после эффективной прокачки.
И зачастую проблема возникает именно в поршнях клипера, поскольку залипшие поршни приводят к снижению тормозной мощности и неравномерному износу колодок. Да, в практике встречаются случаи, когда загрязнения нарушают работу поршня ручки тормоза из-за недостаточной грязезащиты, как например в тормозных ручках Shimano, или деформация пластикового поршня в ручке тормозов SRAM, которая приводит к «залипанию» ручки тормоза. Также распространенной неисправностью, как мы отметили выше является подтекание тормозной жидкости из клипера, что приводит тому что поршень не возвращается в исходное положение.
Уплотнения поршней имеют квадратное поперечное сечение. Оно плотно прилегает к поршню, и при нажатии на рычаг уплотнение прогибается, позволяя поршню двигаться наружу, а при отпускании рычага уплотнение пружинит назад, позволяя поршню втягиваться. Единственное, когда поршень должен проходить через уплотнение, — это когда он продвигается вперед, компенсируя износ колодки, когда уплотнение достигает предела упругости перед началом торможения и поршню больше некуда идти. Поэтому важно, чтобы четырехосное кольцо хорошо уплотняло поршень и чтобы поршень не смазывался. Когда поршень смазан, он легко выскальзывает и не может втянуться, что приводит к трению колодок.
Именно чистка и смазка уплотнений калипера гидравлических тормозов велосипеда являются важным этапом технического обслуживания, что позволит им работать корректно. Переборка и чистка тормоза велосипеда освежат старые и даже новые тормоза, придаёт им живость, отзывчивость и остроту.
Однако, если это не сработает, возможно, пришло время отремонтировать или заменить калипер тормоза и, возможно, заменить тормозную ручку.